Честь
Мужество
Отвага
Профессионализм
Верность воинскому долгу

Правила приёма

Правила приёма

Правила приёма

в Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт

войск национальной гвардии Российской Федерации на 2017/18 учебный год 

Специальности – 40.05.01 «Правовое обеспечение

национальной безопасности»

(высшее образование уровня «специалитет»)

Квалификация - юрист

Форма обучения - очная

Срок обучения - 5 лет

На базе среднего (полного) общего образования

  

ПРАВИЛА ПРИЕМА 

I. Требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, основной образовательной программы по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности»

1. Приём в военный институт осуществляется по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», высшее образование уровня «специалитет», квалификация: юрист, срок обучения – 5 лет, форма обучения – очная, на базе среднего (полного) общего образования.

2. Военный институт готовит офицеров для войск национальной гвардии Российской Федерации. Окончившим военный институт присваивается воинское звание «лейтенант» и выдается диплом специалиста государственного образца, с присвоением квалификации «Юрист», по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности».

3. Выпускники военного института по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» предназначены для прохождения военной службы на первичной должности командира взвода, заместителя командира роты (заместителя командира роты по работе с личным составом) частей национальной гвардии Российской Федерации: оперативного назначения, специальных моторизованных воинских частей, частей по охране важных государственных объектов и специальных грузов с перспективой выдвижения на должности командиров рот. 

II. Требования Инструкции об условиях и порядке приёма в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, в которых предусмотрена подготовка кадров для внутренних войск, и в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённой совместным приказом МВД и МО Российской Федерации от 15 февраля 2005 г. № 93/48, подзаконных нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации, приказов главнокомандующего внутренними войсками МВД России

4. В качестве кандидатов для зачисления в военный институт курсантами рассматриваются граждане мужского пола Российской Федерации, имеющие среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, прошедшие проверку в органах МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие допуск к сведениям составляющим государственную тайну из числа:

граждан, не проходивших военную службу – в возрасте от 16 до 22 лет;

граждан, прошедших военную службу и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, прослуживших не менее 6 месяцев – до достижения ими возраста 24 лет;

военнослужащих, проходящих военную службу по контракту – по истечении половины срока военной службы, указанного в первом контракте, до достижения ими возраста 24 лет.

документы указанных кандидатов направляются в военный институт к 15 апреля 2018 года.

5. Военнослужащие, желающие поступить на учебу в военный институт, в срок до 1 декабря 2017 года подают рапорт по команде на имя командира воинской части.

К рапорту прилагаются:

копия документа об образовании, а для не завершивших обучение сведения о текущей успеваемости;

три заверенные фотографии (размером 4,5х6 см);

автобиография;

характеристика;

служебная карточка;

карта медицинского освидетельствования;

карта профессионального психологического отбора;

материалы специальной проверки МВД России и ФСБ России и его близких родственников (отца, мать (в том числе указываются сведения на девичью фамилию матери), родных братьев и сестёр, достигших 14-летнего возраста), и допуск к сведениям составляющим государственную тайну.

6. Лица из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу, изъявившие желание поступить в военный институт, подают заявление в военный комиссариат муниципального образования и в территориальные органы Росгвардии до 1 апреля года поступления.

Документы указанных кандидатов направляются в военный институт к 1 июня 2018 года.

К заявлению прилагаются:

автобиография;

характеристика с места работы или учебы;

копия документа об образовании, а для не завершивших обучение сведения о текущей успеваемости;

три фотографии (размером 4,5х6 см);

материалы специальной проверки МВД России и ФСБ России и его близких родственников (отца, мать (в том числе указываются сведения на девичью фамилию матери), родных братьев и сестёр, достигших 14-летнего возраста),  и допуск к сведениям составляющим государственную тайну.

Документы на указанных кандидатов направляются в военный институт до 1 июня 2018 года.

7. Паспорт, военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу и подлинный документ установленного образца об образовании, сведения о сдаче единого государственного экзамена[1] и его результатах, сведения о наличии или отсутствии у поступающего результатов индивидуальных достижений (при наличии результатов индивидуальных достижений – с указанием сведений об указанных достижениях), а также оригиналы документов, удостоверяющих особые права поступления на учебу в вузы, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются кандидатом в приемную комиссию военного института по прибытии.

8. Прием граждан и военнослужащих в военный институт проводится на конкурсной основе по результатам профессионального отбора, обусловленного поступлением обучаемых на федеральную государственную военную службу по контракту[2].

9. Профессиональный отбор включает:

а) определение годности кандидата к поступлению в вуз по состоянию здоровья, в том числе проведение обследования на наличие признаков употребления наркотических средств;

б) определение категории профессиональной пригодности кандидата на основе его социально-психологического изучения, психологического и психофизического обследования (включает в себя групповое обследование с использованием психодиагностических методик и индивидуальное обследование (собеседование) в форме психодиагностической беседы);

в) оценку уровня физической подготовленности кандидата (экзамен по физической подготовке);

г) Вступительные испытания (экзамены) по оценке образовательной подготовленности проводятся:

 на базе среднего общего образования:

русский язык (учитываются результаты единого государственного экзамена[);

история (учитываются результаты ЕГЭ);

обществознание (учитываются результаты ЕГЭ);

дополнительный экзамен по обществознанию (в письменной форме вопросно-ответный по билетам) .

на базе среднего профессионального образования:

по результатам вступительных испытаний, проводимых военным институтом:

по русскому языку - письменно (сочинение приложение 2);

по истории – письменно (приложение 3);

по обществознанию – письменно (приложение 4);

дополнительного испытания по обществознанию письменно по билетам (приложение 4).

Также абитуриенты со средним профессиональным  образованием по своему выбору могут поступать по результатамЕГЭ по русскому языку, истории, обществознанию и дополнительного испытания по обществознанию письменно по билетам.

10. Результаты всех вступительных испытаний, в том числе дополнительного вступительного испытания, оцениваются по стобалльной шкале.

Минимальное количество баллов ЕГЭ и дополнительного вступительного испытания, подтверждающее успешное прохождение вступительных испытаний, составляет[5]:

по русскому языку 36 баллов;

по истории 32 балла;

по обществознанию 42 балла.

При наличии нескольких результатов ЕГЭ, срок действия у которых не истек, поступающий указывает в заявлении, какие результаты ЕГЭ и по каким общеобразовательным предметам он использует.

11. Кандидаты из числа военнослужащих имеют право:

- сдавать ЕГЭ в досрочный период (март-апрель 2018 г.), в основной этап (май-июнь 2018 г.) для чего кандидат до 1 февраля 2018 года подаёт заявление с указанием учебного предмета (перечня учебных предметов) в Региональный центр мониторинга образования по месту дислокации воинской части.

12. Кандидаты, прибывшие для сдачи вступительных экзаменов, в обязательном порядке на добровольной основе и за личные средства проходят обследование на предмет употребления наркотических, психотропных веществ и алкоголя[6].

13. Профессиональный отбор кандидатов для поступления на учебу из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу проводится с 2 по 25 июля 2018 года, с военнослужащими с 11 мая по 2 июля 2018 года, в военном институте.

Кандидаты, успешно прошедшие профессиональный отбор, заносятся в конкурсные списки и по результатам конкурса зачисляются на учебу.

Кандидаты, принятые решением приемной комиссии на учебу, назначаются на воинские должности курсантов приказом начальника военного института с 1 августа 2018 года. Начало учебных занятий на вновь набранном первом курсе 1 августа 2018 года.

14. По результатам вступительных испытаний кандидаты имеют право подать письменное апелляционное заявление об ошибочности, по их мнению, оценки, выставленной на вступительном испытании.

Порядок рассмотрения апелляций кандидатов по результатам вступительных испытаний определяет апелляционная подкомиссия.

Рассмотрение апелляций не является переэкзаменовкой, в ходе рассмотрения апелляций проверяется только правильность оценки результатов сдачи вступительного испытания (письменной работы).

Кандидаты имеют право присутствовать при рассмотрении апелляций. Они должны иметь при себе документы, удостоверяющие их личность.

После рассмотрения апелляции выносится решение апелляционной подкомиссии об оценке по экзаменационной работе (как в случае ее повышения, так и понижения).

В случае необходимости изменения оценки составляется протокол решения апелляционной подкомиссии. При возникновении разногласий в апелляционной подкомиссии по поводу поставленной оценки проводится голосование, и оценка утверждается большинством голосов. Оформленное протоколом решение апелляционной подкомиссии доводится до председателя приемной комиссии.

Окончательное решение на исправление оценки на основании решения апелляционной подкомиссии принимается только председателем приемной комиссии. В соответствии с данным решением вносятся изменения оценки в экзаменационную работу кандидата.

III. Особые права, предоставляемые кандидатам при приёме в военный институт в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об  образовании в Российской Федерации»

15. Без вступительных испытаний (без оценки уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов по результатам ЕГЭ и дополнительного вступительного испытания), при условии их соответствия всем другим требованиям профессионального отбора, принимаются:

победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по предмету  «Обществознание» сформированных в порядке, определяемом Минобрнауки России.

16. Без сдачи предмета, по которому проводится вступительное испытание:

победители и призеры олимпиад школьников I уровня по  «Обществознанию», «Русскому языку», «Истории» могут быть приравнены к лицам, набравшим максимальное количество баллов ЕГЭ, а по предмету  «Обществознание», в том числе и успешно прошедших дополнительные вступительные испытания по обществознанию;

победители и призеры олимпиад школьников II и III уровней, при приёме на специальность 40.05.01  «Правовое обеспечение национальной безопасности» - количество баллов ЕГЭ установить по предметам «Русский язык», «История», «Обществознание» II уровня - 70 баллов, III уровня -        65 баллов.

17. Для использования особого права или преимущества победителями и призерами всероссийской олимпиады - диплом победителя или призера заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, полученный не ранее 4 лет до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно, либо документ, подтверждающий получение такого диплома в указанный период;

18. Для использования особого права или преимущества членами сборных команд Российской Федерации - документ, подтверждающий, что поступающий был включен в число членов сборной команды не ранее 4 лет до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно.

Для использования особого права чемпионами и призерами в области спорта - документ, подтверждающий статус указанного чемпиона или призера.

19. Преимущественным правом[7] зачисления при условии успешного прохождения профессионального отбора и при прочих равных условиях пользуются:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя – инвалида 1 группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и на которых распространяется действие Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы и (или) военно-врачебной комиссии не противопоказано обучение в военных образовательных организациях высшего образования;

граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях и уволенные с военной службы: по истечении срока контракта; в связи с организационно-штатными мероприятиями; в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении них условий контракта; по семейным обстоятельствам (рассматриваются индивидуально);

дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более, дети граждан, уволенных с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более;

дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, в том числе при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом;

дети умерших (погибших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы;

дети сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученного в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в указанных учреждениях и органах, и дети, находившиеся на их иждивении;

дети прокуроров, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья в период службы в органах прокуратуры либо после увольнения вследствие причинения вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью;

военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, а также граждане, прошедшие военную службу по призыву и поступающие по рекомендациям командиров;

участники боевых действий;

граждане, непосредственно принимавшие участие в испытаниях ядерного оружия, боевых радиоактивных веществ в атмосфере, ядерного оружия под землей, в учениях с применением таких оружия и боевых радиоактивных веществ до даты фактического прекращения указанных испытаний и учений, непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, непосредственные участники проведения и обеспечения работ по сбору изахоронению радиоактивных веществ, а также непосредственные участники ликвидации последствий этих аварий (военнослужащие и лица из числа вольнонаемного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, лица, проходившие службу в железнодорожных войсках и других воинских формированиях, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации и федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы);

военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, и выполняющие задачи в ходе контртеррористической операции на территории Северокавказского региона;

выпускники общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе;

граждане, которым в установленном порядке присвоены спортивный разряд кандидата в мастера спорта, первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта.

IV. Требования по организации и проведению профессионального отбора, учету индивидуальных достижений кандидатов, установленные приказом начальника военного института

20. Экзаменационные тесты, задания для определения категории профессиональной пригодности кандидата, дополнительного вступительного испытания по обществознанию разрабатываются в военном институте, рассматриваются на ученом совете и утверждаются начальником военного института.

21. Последовательность и очередность проведения мероприятий профессионального отбора определяются председателем приемной комиссии.

22. Кандидаты прибывают в военный институт в соответствии с вызовом, в котором указаны дата и время прибытия.

23. От дальнейшего прохождения профессионального отбора отстраняются кандидаты:

при признании их военно-врачебной комиссией не годными по состоянию здоровья;

не прошедших квалификационный экзамен по результатам профессионального психологического отбора;

получивших неудовлетворительные оценки по физической подготовке и дополнительному вступительному испытанию по обществознанию.

24. Граждане, которым в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации предоставлены социальные гарантии для поступления в военный институт, представляют по прибытии в приемную комиссию соответствующие документы, подтверждающие это право.

25. Кандидат, прибывший для поступления в военный институт вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются при приеме на обучение.

Учет индивидуальных достижений осуществляется посредством начисления баллов за индивидуальные достижения. Указанные баллы начисляются кандидату, представившему документы, подтверждающие получение результатов индивидуальных достижений, и включаются в сумму конкурсных баллов.

26. При приеме на обучение кандидату начисляется следующее количество баллов за индивидуальные достижения:

наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, победителя первенства мира, первенства Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр (2 балла)

наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием (4 баллов);

наличие серебряного значка и (или) золотого значка, полученного за результаты сдачи норм физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне" (1 балл);

наличие итогового сочинения, выполненного в выпускных классах организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования (в случае представления поступающим указанного сочинения) (до 3 баллов).

27. Кандидаты, желающие поступить на учебу в военный институт, представляют документы в порядке и в установленные сроки, указанные в разделе II настоящих Правил приёма.

Документы, поступившие в военный институт позже установленного срока (до 20 мая 2017 года) не принимаются.

28. Приемная комиссия военного института вправе отказать кандидату в приеме документов по следующим причинам:

недостаточного количества баллов, набранного им по результатам сдачи единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам в случае представления поступающим результатов единого государственного экзамена, ниже установленного приказом Рособрнадзора России минимального порогового значения;

отсутствия в личном деле кандидата документов, согласно установленному перечню.

29. В случае предоставления поступающим заявления, содержащего не все сведения, и (или) сведения, не соответствующие действительности он не допускается к профессиональному отбору и ему возвращаются документы.

30. Приёмная комиссия военного института осуществляет проверку достоверности сведений, указанных в заявлении о приеме, и подлинности поданных документов. При проведении указанной проверки военный институт вправе обращаться в соответствующие государственные информационные системы, государственные (муниципальные) органы и организации.

31. Во время обучения в военном институте курсанты проживают в благоустроенных казармах, полностью обеспечиваются питанием, обмундированием, всеми необходимыми учебниками и пособиями и денежным довольствием по установленным нормам.

За время обучения курсантам ежегодно предоставляются двухнедельные каникулы в зимнее время, а по окончании учебного года – 30-дневный отпуск. Проезд к месту проведению каникул (отпуска) и обратно осуществляется за свой счёт.

Жизнь, быт и учеба курсантов организована в соответствии с требованиями Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации и приказов Министра внутренних дел Российской Федерации.

32. Кандидат, поступающий в военный институт обязан:

соблюдать установленный порядок;

быть дисциплинированным, выполнять указания командиров и старших начальников;

беречь имущество военного института;

выполнять правила пожарной безопасности;

оказывать уважение начальникам, членам приемной комиссии и экзаменационных подкомиссий;

быть чисто и аккуратно одетым;

соблюдать правила личной и общественной гигиены;

в обращении между собой кандидаты обязаны соблюдать правила вежливости и выдержку, служить примером высокой культуры.

33. По прибытию в военный институт кандидату необходимо иметь:

спортивный костюм;

спортивную обувь;

тапочки;

средства личной гигиены (мыло, зубная щетка (паста), бритвенные принадлежности, шампунь, мочалка и др.);

2-3 комплекта сменного нательного белья, носки.

34. Кандидатам, поступающим в военный институт, запрещается привоз, употребление и хранение спиртных напитков, наркотических и других психотропных веществ, курительных смесей, самовольные занятия на снарядах на спортивном стадионе, купание в водоемах.

Кандидатам разрешается пользоваться сотовыми (мобильными) телефонами во время, установленное распорядком дня.

35. Посещение кандидата родственниками может осуществляться в соответствии с распорядком, установленным в военном институте. Передача кандидатам скоропортящихся продуктов запрещена.

36. В случае нарушения установленных правил поведения, дисциплины кандидат отчисляется из военного института.

 

Адрес военного института: 

410023, г. Саратов, ул. Московская, 158,

Саратовский военный Краснознамённый институт

войск национальной гвардии  Российской Федерации. 

За справками обращаться в приемную комиссию института:

тел.: 8 (8452) 67-05-80 (коммутатор)

факс: 8(8452) 67-05-90  (факс)

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сайт: www.svivng.ru

  

 

 Приложение 1

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ

УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Уровень физической подготовленности кандидатов при поступлении в военный институт определяется в результате проверки выполнения нормативов по подтягиванию на перекладине, в беге на 100 м и на 3 км.

Оценка уровня физической подготовленности кандидатов из числа военнослужащих, граждан, прошедших и не проходивших военную службу, определяется в соответствии с Наставлением по физической подготовке во внутренних войсках МВД Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 19 мая 2005 г. № 395.

Нормативы

по физической подготовке для кандидатов из числа военнослужащих,

граждан, прошедших и не проходивших военную службу

Вид упражнения

Норматив

отл.

хор.

удовл.

Выносливость (бег на 3 км), мин

12,00

12,45

13,30

Сила (подтягивание на перекладине), раз

11

9

7

Быстрота (бег на 100 м), с

13,6

14,2

14,8

Для конкурсной сравнимости результатов оценка физической подготовленности кандидата производится по стобалльной шкале. Для этого используется таблица перевода оценок по физической подготовке в стобалльную шкалу.

баллы

оценка

100

«отлично»

70

«хорошо»

40

«удовлетворительно» 

 

Форма одежды

Кандидаты из числа военнослужащих, граждан, прошедших и не проходивших военную службу, выполняют упражнения в спортивной форме одежды.

Методические рекомендации по подготовке к сдаче физической подготовленности

Для успешного выполнения упражнений при проверке физической подготовленности необходимо регулярно и настойчиво заниматься физической культурой и спортом.

При подготовке к бегу на 100 метров рекомендуется:

медленный бег 1–2 км;

специальные беговые упражнения на 200 м;

ускорение 3–4 раза по 80–100 м;

бег на скорость 2 раза 30 м + 60 м + 100 м.

При подготовке к бегу на 3 км рекомендуется:

утренняя физическая зарядка – бег 2–4 км;

днем – бег 2–4 км;

бег на отрезках 500 м + 750 м + 750 м с отдыхом для восстановления дыхания (частота сердечных сокращений до 120 уд./мин);

время: 1500 м – 6 мин, 750м – 3 мин;

заключительный бег 1–2 км.

При подготовке к подтягиванию на перекладине рекомендуется:

повторное подтягивание на перекладине узким и широким хватом на количество раз.

За тренировку необходимо подтянуться в 3–5 раза больше своего максимального результата. Интервал отдыха 2–4 мин. Периодичность повторения в неделю – 3–4 раза.

В остальные дни - силовая тренировка на различные группы мышц.

 

Вступительные испытания (экзамены) на базе среднего профессионального образования

Приложение 2

 ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 

Пояснительная записка

Программа вступительного испытания «Русский язык» предназначена оказать помощь абитуриентам в подготовке к вступительному испытанию, которое принимается в институте в письменной форме (сочинение).

Настоящая программа базируется на программе курса по русскому языку для основной и полной средней школы Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования и представляет собой руководящий и методический документ, имеющий цель ориентировать абитуриентов на подготовку к вступительным экзаменам в военный институт, выявить их знания в области русского языка, определить профессиональную ориентацию будущих курсантов.

Программа определяет основные направления подготовки абитуриентов к вступительным экзаменам. Абитуриенты должны иметь представление об историко - литературном процессе, а так же о месте того или иного произведения в этом процессе и в жизни общества; понимать и отражать в своей письменной работе роль писателя, его основные жизненные и творческие принципы; обоснованно доказать родовую принадлежность произведения, отметив особенности жанра и композиции; выражать свои мысли точно, полно и грамотно.

 В процессе вступительного экзамена абитуриенты должны показать глубокие знания материала, изученного в школьном курсе русского языка, излагать его логично, грамотно, не допускать существенных неточностей.

Требования к владению материалом

Перечень требований к уровню подготовки абитуриентов достижение, которого проверяется на экзамене по русскому языку, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни).

Требования к уровню подготовки абитуриентов 

Абитуриенты должны:

Знать и понимать:

о языке как о системно-структурном образовании, являющемся основным средством общения, о роли языка в передаче знаний,

о значении историко – литературного процесса, а так же о месте того или иного произведения в этом процессе и в жизни общества;

понимать и отражать в своей письменной работе роль писателя, его основные жизненные и творческие принципы;

обоснованно доказать родовую принадлежность произведения, отметив особенности жанра и композиции;

основные понятия и терминологию дисциплины, нормы, предъявляемые к устной и письменной формам речи.

Уметь:

использовать основные языковые и речевые нормы;

выражать свои мысли точно, полно и грамотно.

Использовать приобретенные знания и умения для:

самостоятельного поиска информации, необходимой для принятия собственных решений;

критического восприятия лингвистической  информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

решения практических проблем, возникающих в повседневной деятельности;

ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Основное содержание

I группа тем связана с русской классической литературой.

К Iгруппе относятся и темы проблемного характера, когда абитуриент должен обнаружить хорошие знания не одного, а нескольких произведений, проявить умение сопоставлять разных героев.

II группатем посвящена русской литературе XXвека. И здесь, как и в первомслучае, абитуриент может найти темы, связанные с именем одного автора или названием конкретного произведения. Вторая группа тем включает больше, чем
первая, формулировок проблемного характера. И здесь абитуриент волен выбрать то, что ему  ближе, что надежнее защитит его от нежелательного промаха.

IIIгруппа тем - это так называемые «свободные» темы, которые дают вам возможность письменно порассуждать по поводу самых разных нравственных, социально-исторических и даже экологических проблем.

При написании сочинения по III группе тем необходимо включить в него отрывки из хороших стихотворений, подтвердить свою мысль удачной цитатой из романа или повести, опереться на рассуждения любимого вами литературного героя.

Основные требования к сдаче вступительного испытания

Вступительное испытание проводится в письменной форме сочинение

Использование справочной литературы во время экзамена не допускается.

  1. Критерий оценивания сочинения

1.1 Представленное сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема.

   Критерии № 1 и № 2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию № 1 или № 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.

   При оценке учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов - 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

По критерию №1 ставится 0 баллов только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла.

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

По критерию № 2 ставится 0 баллов ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.

 Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

По критерию № 3 ставится 0 баллов ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.

Критерий №4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.

По критерию № 4 ставится 0 баллов ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения.

Критерий № 5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотностьвыпускника.

По критерию № 5 ставится 0 баллов,  если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

1.2  Выставление баллов проводиться следующим образом:

Критерии оценивания

Баллы

К1. Соответствие теме

 

Кандидат в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.

10

Кандидат поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.

5

Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.

0

К2. Аргументация. Привлечение литературного материала

 

Кандидат при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)

10

Кандидат строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения; и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения; и/или допущены 2 - 4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала.

5

Сочинение написано без привлечения литературного материала, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения, и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.

0

К3. Композиция

 

Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

10

Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы, и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается.

5

Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.

0

К4. Качество речи

 

Кандидат точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.

10

Кандидат точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

5

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.

0

К5. Оригинальность сочинения

 

Кандидат демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.

10

Кандидат не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.

0

К6. Речевые нормы

 

Допущено не более 2 речевых ошибок.

10

Допущены 3 - 4 речевые ошибки.

5

Допущено 5 и более речевых ошибок.

0

К7. Орфографические нормы

 

Орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка.

15

Допущены 2 - 3 орфографические ошибки.

10

Допущено 4 - 5 орфографических ошибок.

5

Допущено более 5 орфографических ошибок.

0

К8. Пунктуационные нормы

 

Пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка.

10

Допущены 2 - 3 пунктуационные ошибки.

10

Допущено 4 - 5 пунктуационных ошибок.

5

Допущено более 5 пунктуационных ошибок.

0

К9. Грамматические нормы

 

Допущено не более 2 грамматических ошибок.

10

Допущены 3 - 4 грамматические ошибки.

5

Допущено 5 и более грамматических ошибок.

0

К10. Фактическая точность в фоновом материале

 

Фактические ошибки отсутствуют.

5

Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).

0

МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ

100

 

Чтобы набрать 100 баллов, абитуриенту необходимо показать следующее: исчерпывающе знать теоретический материал, закреплять свои доводы примерами.

 

100–81 баллов абитуриент получает, если:

– дает полный и исчерпывающий ответ на поставленный вопрос;

– свободно оперирует языковедческой терминологией;

– теоретические доводы закрепляет примерами;

– хорошо знает правила орфографии и пунктуации русского языка.

 

80–36 балловабитуриент получает, если:

–дает правильный ответ на поставленный вопрос;

–владеет языковедческой терминологией, если и допускает неточности, то при помощи вспомогательных вопросов экзаменатора исправляет свои ошибки;

– закрепляет теоретические доводы примерами;

–знает большую часть правил орфографии и пунктуации русского языка.

 

35 баллов и менее начисляется, если абитуриент:

– отвечает лишь наполовину на поставленный вопрос;

– плохо знает и путается в языковедческой терминологии;

–свои доводы не может закреплять примерами или приводит ошибочные примеры;

– плохо знает правила орфографии и пунктуации русского языка.

 

 

Приложение 3 

ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ

Пояснительная записка

Программа вступительного испытания «История» предназначена оказать помощь абитуриентам в подготовке к вступительному испытанию, которое принимается в институте в письменной форме по разработанным билетам.

Настоящая программа базируется на программе курса по истории для основной и полной средней школы Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования и представляет собой руководящий и методический документ, имеющий цель ориентировать абитуриентов на подготовку к вступительным экзаменам в военный институт, выявить их знания в области истории, определить профессиональную ориентацию будущих курсантов.

Программа определяет основные направления подготовки абитуриентов к вступительным экзаменам, обращает их внимание на необходимость знания сущности, содержания и функций основных понятий: человек, общество, государство. Значительное место уделено основам права, знание которых является важным условием успешного изучения учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом военного института, выпускники которого получают базовое юридическое образование.

В процессе вступительного экзамена абитуриенты должны показать глубокие знания материала, изученного в школьном курсе по истории, излагать его логично, грамотно, не допускать существенных неточностей.

Требования к владению материалом

Перечень требований к уровню подготовки абитуриентов достижение, которого проверяется на экзамене по истории, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни).

Требования к уровню подготовки абитуриентов

 

Абитуриенты должны:

Знать и понимать:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

периодизацию всемирной и отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

историческую обусловленность современных общественных процессов;

особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

Уметь:

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

анализировать историческую информацию, представленную в разных

знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;

систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса;

представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности;

использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии;

подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения для:

самостоятельного поиска исторической информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

оценки исторических изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

решения практических проблем, возникающих в общественной и политической деятельности;

ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

предвидения возможных вариантов развития общества в будущем;

ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения исторической объективности.

Основное содержание

Древность и Средневековье.

Народы и древнейшие государства на территории России.

Восточнославянские племена и их соседи.

Занятия, общественный строй, верования восточных славян

Русь в IX – начале XII в.

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства.

Категории населения. «Русская Правда»

Международные связи Древней Руси

Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции

Русские земли и княжества в XII – середине XV в.

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики.

Монгольское завоевание. Образование монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада.

Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества.

Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город. Культурное развитие русских земель и княжеств.

Российское государство во второй половинеXV–XVII в.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения.

Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война.

Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией

Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы.

Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права

Церковный раскол. Социальные движения XVII в.

Новое время.

Россия в XVIII – середине XIX в.

Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации.

Северная война. Провозглашение Российской империи.

 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя.

Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

Русское просвещение.

Превращение России в мировую державу в XVIII в.

Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в.

Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в.

Отечественная война 1812 г.

Движение декабристов.

Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны.

Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.

Реформы 1860–1870-х гг.

Политика контрреформ.

Капиталистические отношения в промышленности исельском хозяйстве. Роль государства в экономическойжизни страны.Нарастание экономических и социальных противоречий.в условиях форсированной модернизации. РеформыС.Ю. Витте.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков.

Восточный вопрос во внешней политике Российскойимперии. Россия в системе военно-политических союзов.

 Русско-японская война.

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. «Критический реализм». «Русскийавангард». Развитие науки и системы образования.

Революция 1905–1907 гг. Становление российскогопарламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения.

Реформы П.А. Столыпина

Россия в Первой мировой войне. Революция и Гражданская война в России.

Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество. Революция 1917 г. Временное правительство и Советы.

Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание.

Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны.

Переход к новой экономической политике

СССР в 1922–1991 гг.

Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.

Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина.

Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г.

Причины свертывания новой экономической политики.

Индустриализация, коллективизация.

Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования.

Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930-х гг.

СССР накануне Великой Отечественной войны.

Причины, этапы Великой Отечественной войны.

Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны.

СССР в антигитлеровской коалиции.

Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира

Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг.

Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы

XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач.

Замедление экономического роста. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г.

Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности

СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы.

Особенности развития советской культуры в 1950– 1980-х гг.

Российская Федерация.

Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежскиесоглашения 1991 г. и распад СССР. Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения.

Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств.

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.

Российская Федерация в 2000 – 2012 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев.

Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе. Современная российская культура. 

Основные требования к сдаче вступительного испытания 

Вступительное испытание проводится в письменной форме по утвержденным билетам, в каждом билете по два теоретических вопроса.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут) без перерыва. Использование справочной литературы во время экзамена не допускается.

Критерий оценивания письменного экзамена по истории:

За оценку «отлично» в письменной работе по экзамену выставляется 100 баллов.

За оценку «хорошо» в письменной работе по экзамену выставляется 70 баллов.

За оценку «удовлетворительно» в письменной работе по экзамену выставляется 32 балла.

Оценка за письменный экзамен по истории выставляется на основании статьи 65 приказа МВД РФ №22 от 14 января 2005 г. «Об утверждении Положения об организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации».

 

 

Приложение 4

 

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Программа дополнительного вступительного испытания по учебному предмету «Обществознание» предназначена оказать помощь кандидатам в подготовке к дополнительному вступительному испытанию, которое принимается в институте в письменной форме по разработанным билетам.

Настоящая программа базируется на программе курса по учебному предмету «Обществознание» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования и представляет собой руководящий и методический документ, имеющий цель ориентировать кандидатов на подготовку к вступительным экзаменам в военный институт, выявить их знания в области обществознания, определить профессиональную ориентацию будущих курсантов.

Программа определяет основные направления подготовки кандидатов к дополнительному вступительному испытанию, обращает их внимание на необходимость знания сущности, содержания и функций основных понятий: человек, общество, государство. Значительное место уделено основам права, знание которых является важным условием успешного изучения учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом военного института.

В процессе дополнительного вступительного испытания кандидаты должны показать глубокие знания материала, изученного в школьном курсе, излагать его логично, грамотно, не допускать существенных неточностей.

Оценка дополнительного вступительного испытания по учебному предмету «Обществознание»

Для конкурсной сравнимости результатов оценка дополнительного вступительного испытания по учебному предмету «Обществознание» кандидата производится по стобалльной шкале. Для этого используется таблица перевода оценок в стобалльную шкалу. 

баллы

оценка

100

«отлично»

60

«хорошо»

42

«удовлетворительно» 

При получении оценки «неудовлетворительно» баллы не начисляются, а кандидат отчисляется с учебного сбора.

Требования к владению материалом

Перечень требований к уровню подготовки кандидатов достижение, которого проверяется на экзамене по обществознанию, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни).

Требования к уровню подготовки абитуриентов 

Кандидаты должны:

Знать и понимать:

биосоциальную сущность человека;

основные этапы и факторы социализации личности;

место и роль человека в системе общественных отношений;

закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

основные социальные институты и процессы;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения для:

самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;

ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

Основное содержание

Человек и общество

Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции). Мировоззрение. Мышление и деятельность. Потребности и интересы. Свобода и необходимость.

Системное строение общества. Основные институты общества. Понятие общественного прогресса. Многовариантность общественного развития (типы обществ). Угрозы XXI в. (глобальные проблемы).

Виды знаний. Понятие истины, ее критерии. Понятие культуры, формы и разновидности культуры. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Образование, его значение для личности и общества. Религия. Искусство. Мораль.

Экономика

Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Роль государства в экономике. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП.

Факторы производства и факторные доходы. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Рынок труда. Безработица.

Финансовые институты. Банковская система. Ценные бумаги. Виды, причины и последствия инфляции. Налоги, уплачиваемые гражданами. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Государственный бюджет. Мировая экономика.

Социальные отношения

Социальная стратификация и мобильность. Социальные группы. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Социальный конфликт. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы (основы) национальной политики в России. Виды социальных норм. Социальный контроль. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы. Социальная роль. Социализация индивида. Семья и брак.

Политика

Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Средства массовой информации в политической системе. Органы государственной власти Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации.

Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Политическая элита.  Политические партии и движения. Избирательная кампания в Российской Федерации. Политический процесс. Политическое участие. Политическое лидерство.

Право

Право в системе социальных норм. Система российского права. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Законотворческий процесс в России. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени). Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Гражданство Российской Федерации.

Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Особенности административной юрисдикции. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности уголовного процесса. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Правоохранительные органы. Судебная система.